Марлен Дитрих
Марлен Дитрих немецкая и американская актриса. Настоящие имя и фамилия — Мария Магдалене фон Лош. Если сегодня при произнесении громкого звания «секс-символ» каждый из нас представляет себе разные лица, то на протяжении не одного десятка лет этот титул принадлежал единственной женщине в мире. Имя ее — Марлен Дитрих. Женщина — загадка, женщина — легенда, актриса и певица с неповторимо — мечтательными глазами, она покорила мир, легко и быстро взлетев на Олимп, где царили боги.
Королева Марлен Дитрих
Для того чтобы стать королевой, надо по меньшей мере родиться принцессой. Марлен Дитрих называли «Королевой мира», хотя родилась она в семье прусского полицейского, 27 декабря 1901 года, но с ролью королевы справлялась безукоризненно. Когда в начале восьмидесятых ее пригласили на прием, устраиваемый в ее честь одной из английских принцесс, Марлен ответила отказом. «Но почему?» — удивились друзья. «Так ведь она всего лишь принцесса, а я — королева. С какой стати я должна к ней идти?» — ответила она.
Уже в детстве она была известна как актриса школьного театра, посещала музыкальные концерты, играла на скрипке и фортепиано. В 20-х годах стала петь в кабаре, в 1922 году первый раз снялась в кино (фильм «Младший брат Наполеона»), не ставший для нее судьбоносным. Позже Марлен напишет, что, увидев себя на экране, воскликнула: «Боже, я выгляжу как волосатая картофелина!» Во время работы над фильмом она встретила Рудольфа Зибера, администратора кинопроизводства, и вышла за него замуж в 1924 году. Их союз продлился до его смерти в 1976 году, хотя они и не жили вместе все это время. В декабре 1924 года Марлен Дитрих родила дочь Марию.
Работа Марлен Дитрих в театре и кино
В 1925 Марлен возобновляет работу в театре и кино. Вопреки модному мнению, Марлен не пользовалась особой популярностью. Ростом 165 см (по паспорту), полная, с плоской грудью и мужскими повадками, она не блистала красотой. На одной из богемных вечеринок она знакомится со звездой кабаре Клер Вальдофф, которая берет ее под свое крыло. Именно Клер научила Марлен очаровывать публику песней, не обладая при этом значительным голосом. Из-за отношений с Клер, не делавшей секрета из своей любви к женщинам, о Дитрих начинают говорить еще больше. Она открыто вращается в бисексуальных кругах Берлина, на публике появляется во фраке и монокле.
Судьбоносной для нее стала встреча с известным режиссером фон Штернбергом в одном из кафе, в котором Дитрих сидела в перерыве между съемками очередного фильма. Они обменялись взглядами, и фон Штернберг пригласил ее поужинать. Дитрих не пришла. Заинтригованный Штернберг, которому до этого никто не смел отказать, лично приехал к актрисе и спросил, в чем дело. «А на предмет чего вы хотите со мной встретиться?» — несколько надменно поинтересовалась она. Это решило все. Режиссер как раз искал исполнительницу на роль в своем новом фильме «Голубой ангел» и решил попробовать Марлен. Такого сногсшибательного успеха, который будет иметь картина во всем мире, не ожидал никто!
Новый облик Марлен Дитрих
Они становятся любовниками. Штернберг вместе с двадцативосьмилетней Дитрих уезжают в Голливуд, где с нетерпением ожидали появления заморской знаменитости. По сценарию фильма, она должна была появиться на съемочной площадке в мужском костюме — для Америки это было шоком. Впрочем, не только для нее.
В Монте-Карло Дитрих был запрещен вход в казино, в Лондоне приходилось переезжать из отеля в отель, администрация которых не решалась поселить у себя актрису, открыто рассказывающую о своих лесбийских увлечениях. В Париже Марлен, расхаживающую в брюках, в любую минуту могла арестовать полиция.
Прежде чем выпустить Марлен Дитрих на съемочную площадку, американские специалисты произвели серьезную коррекцию ее внешности. Ей пришлось удалить несколько коренных зубов и превратиться из полненькой и озорной девушки в стройную и загадочную женщину. А после каждый вечер на Дитрих, склонную от природы к полноте, служанка накладывала тугие бинты, отчего актриса напоминала мумию.
Новый облик актрисы, появившейся в фильме «Марокко» (1930), поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие лучики взметнувшихся вверх бровей, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. В этом новом облике актрисы было трудно разглядеть прежнюю пухленькую немочку.
И хотя в Голливуде Марлен Дитрих продолжала создавать образы певичек, падших женщин, они были вылеплены из другой — более утонченной и хрупкой материи, представляя новую вариацию на тему загадочной роковой женщины, страдающей от любви и заставляющей страдать других. Американская публика по достоинству оценила новую звезду. Марлен Дитрих за роль в «Марокко» была выдвинута на соискание премии «Оскар». Марлен покупает себе дом в Голливуде — роскошную виллу, обитую изнутри белым — ее любимым цветом — мехом. Режиссеров и продюсеров она обычно принимает в пеньюаре, «который просвечивал все, кроме амбиций».
Отношения актрисы со своим законным мужем были более чем странными. Супруг кинозвезды жил с русской эмигранткой Тамарой Красиной в доме, который для них снимала Марлен. Но зато он взял на себя воспитание дочери. А Марлен Дитрих заводила много любовных романов и хранила в своей шкатулке подаренные ей обручальные кольца.
Самыми известными любовными отношениями Дитрих были романы с немецким писателем Ремарком и французским актёром Габеном. С американским писателем Эрнестом Хемингуэем у Дитрих существовала многолетняя переписка, которая была опубликована спустя 15 лет после её смерти. Увидев себя в опубликованном списке самых популярных и кассовых актрис Голливуда на 137-е месте, она находит утешение в объятиях балерины Веры Зориной, к которой периодически наезжает в гости в Санта-Барбару на своем роскошном «Роллс-Ройсе».
Соблазнительная Марлен Дитрих
Тогда, в начале тридцатых, на экране еще царило целомудрие: не было ни раздевания, ни обнаженных тел. Только намеки. Но краешек розовых подвязок Марлен Дитрих и сегодня сводит с ума мужчин больше, чем самые откровенные кадры современного кино. Дитрих осталась неподражаемой в искусстве эротики: она соблазняла глазами, позой, но самым изысканным ее инструментом обольщения стал голос. Небольшой, но прекрасно модулированный, способный передавать тончайшие нюансы страсти. Хемингуэй как-то сказал о ней, что «если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, им одним она могла бы разбивать сердца».
Свои лучшие фильмы в Голливуде («Обесчещенная», 1931; «Белокурая Венера», 1932; «Шанхайский экспресс», 1932; «Песнь песней», 1933; «Дьявол — это женщина», 1935) Дитрих создала под руководством Штернберга.
В фильме «Распутная императрица» (1934) Дитрих создает образ Екатерины Великой. Самый впечатляющий эпизод картины — сцена венчания. Она длится пять минут без единого слова, звучит только музыка. И крупный план вроде бы испуганной героини, но с такими загадочными глазами.
Один из ее друзей, английский драматург и писатель Ноэль Коуард, как-то посетовал. «Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века, но — увы! — интеллект не украшает женщин!»
Умная и образованная, много читавшая старых и современных авторов, знающая наизусть стихи Рильке, обожавшая Джеймса Джойса, Марлен шокировала американских пуритан своим вызывающим, с их точки зрения, поведением. Она постоянно курила, появлялась в обществе в мужском костюме, как перчатки меняла любовников…
Сотрудничество с Штернбергом продолжалось вплоть до 1935 года, когда из-за разногласий с руководством он был вынужден покинуть «Парамаунт».
Личная жизнь и работы Марлен Дитрих
Первый фильм Марлен после ее разрыва со Штернбергом назывался «Желание» (1935). Снимал его режиссер Френк Борзедж. По мнению «Таймс», получилась «романтическая комедия, полная доброты, ловкости и очарования. И Марлен Дитрих сыграла в ней свою лучшую роль…»
Марлен Дитрих в конце 30-х — начале 40-х годов стала одной из высокооплачиваемых звезд мирового кино, образцом для подражания тысяч женщин. Они старались копировать ее прически, грим, драгоценности, облачались в брючные костюмы, которые с таким изяществом носила самая элегантная женщина Голливуда. Отзвуки этой славы дошли и до границ Германии. В 1937 г. Марлен Дитрих получила приглашение от Геббельса вернуться на родину и занять престол «королевы немецкой киноиндустрии», но ответила отказом и в 1939 г. приняла американское подданство.
Когда началась вторая мировая война, Марлен в составе труппы артистов вылетела в Европу. Она выступала на всех фронтах, где сражались американцы. За что и получила американскую медаль Свободы, французские ордена «Кавалер Почетного легиона» и «Офицер Почетного легиона».
После войны ее затухающая было карьера получила второе дыхание и бурно расцвела в ореоле многочисленных статей и постановок в блестящих театрах, включая выступления на Бродвее. С 1946 по 1951 годы Дитрих регулярно снималась в кино. Помимо этого она вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы.
В 1953 году в Лас-Вегасе Марлен начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. На экране Марлен Дитрих появлялась все реже. В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, в 1963 году с огромным успехом прошли концерты в Москве и Ленинграде.
Марлен Дитрих была и остается одной из самых ярких звезд XX века. У мужчин она вызывала желание обладать ею, а у женщин — подражать ей. При этом никогда не была большой актрисой и отдавала себе в этом отчет. Она знала цену своей красоте. И заплатила за нее дорогую цену. В начале шестидесятых в швейцарской клинике ей ввели свежие клетки неродившегося ягненка. Но при осмотре поставили два страшных диагноза — рак матки и болезнь Бергера. Из-за чрезмерного курения у нее было нарушено кровообращение, сильно опухали ноги.
Но Дитрих, отработав двухчасовой концерт, парила распухшие ноги в соленой воде, вновь надевала туфли на высоком каблуке, взбиралась на крышу машины и раздавала автографы. Дитрих думала о смерти без страха. «Надо бояться жизни, а не смерти».
В семидесятых годах перед концертами Дитрих одна из газет написала, что посещать выступления Дитрих могут только некрофилы. Ее называли «аномальной бабушкой», впервые в истории не побоявшейся выйти на сцену в просвечивающем платье «без верха». А когда прошел слух о ее смерти и Марлен позвонила журналистам и сказала, что жива, один из журналов напечатал на обложке: «Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива».
Конец карьеры Марлен Дитрих
В 1979 году произошел несчастный случай — актриса упала на сцене и получила сложный перелом бедра. С карьерой было покончено.
Последние 13 лет своей жизни (12 из которых актриса была прикована к постели) Дитрих провела в своём особняке в Париже, поддерживая связь с внешним миром только с помощью телефона.
В ее квартире было две «специальные» стены: стена мертвых с фотографиями мужа, друзей, любовников и любовниц и стена наград, на которой Марлен повесила французский орден Почетного легиона, американскую медаль Свободы. Из творческих премий она была только лауреатом «Тони». В мемуарах она пишет, что «в мужчине ей нравится только две вещи — руки и губы. Все остальное — приложение». Среди ее знакомых было много геев, которых она считала «более добрыми и приятными, чем нормальные мужчины». Сама Марлен была человеком без пола — и мужчиной и женщиной одновременно.
Смерть Марлен Дитрих
Умерла актриса внезапно, сразу после ухода врача, подтвердившего, что она здорова. Во Франции в этот день — 6 мая 1992 года — открывался Каннский кинофестиваль. Ей было девяносто лет. Незадолго перед смертью она завещала похоронить ее рядом с матерью на кладбище в Берлине, но согласие на захоронение было получено от немецких властей не сразу — ей не могли простить антинацисткую деятельность. На службе в парижской церкви ее гроб был задрапирован французским флагом. В аэропорт «Орли» гроб увезли под американским стягом. А в Берлине покрыли флагом воссоединенной Германии.
Спустя десять дней гроб с телом Марлен отправили в Берлин, где и предали земле рядом с могилой матери. 24 июля 2008 года на доме в районе Шенеберг, в котором родилась Марлен Дитрих, была установлена памятная доска в её честь.